ФЭНДОМ

«Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».- Оцука Хиронори

Оцука Хиронори — (1892-1982гг.) -создатель и первый Гранд Мастером японского каратэ стиля
Вадо-рю.

Ранние годы

C619e4.jpg
В семье Токудзиро Оцуки, врача из города Симодатэ префектуры Ибараги, занимавшегося частной практикой и ставшего отцом четверых детей. Хиронори был вторым ребёнком в семье. Дядя по материнской линии был самураем и частенько захаживал в гости, рассказывая мальчишке о приключениях воинов прошлых веков. Видимо, он и обронил зёрна любви к воинским искусствам в душу мальчишки, которая сопровождала его всю оставшуюся жизнь.

Хиронори, как пишут исследователи его жизни, занимался будзюцу с ранних лет. На первых порах его учителями стали отец и дядя Тёдзиро Эбаси, который был весьма сведущ в искусстве поединка и даже являлся главным наставником клана Цутиура. 1 апреля 1897 года, шестилетний Оцука-младший (внук Хиронори Оцуки утверждает, что тогда парнишке было ещё меньше - пять лет) начал заниматься в школе стиля Синдо Ёсин-рю дзюдзюцу мастера Ёкиёси Накаяма Тацусабуро (1870-1933). Это направление дзю-дзюцу сильно отличалось от большинства других школ в которых основное внимание уделялось захватам, броскам и воздействиям на суставы. В Синдо Ёсин-рю, как и в каратэ, большое внимание уделяется атэми - ударам по жизненно важным точкам тела противника. Хиронори довелось изучать и некоторые другие школы. Такая возможность появилась у него, когда в 1910 году он поступил в университет Васэда (Токио) на специальность "менеджмент". Под руководством Мотоо Каная (ок. 1919-1921) он занимался Ёсин Ко-рю, а в 1917 году встретился с Морихэем Уэсибой, который впоследствии стал основателем Айкидо. Они сохранили дружбу на долгие годы. Внук Хиронори Оцуки утверждает, что его дед стремился познать технику всех существующих школ дзю-дзюцу (коих в те времена насчитывалось до 200), но вскоре понял, что приёмы почти везде одинаковые, и продолжил заниматься тем же стилем. В 1912 году умер его отец, и мать направила Оцуку работать в Кавасаки-банк своего брата, поскольку считала, что он "рехнулся" на боевых искусствах. Двенадцать лет он отслужил на своей должности, дабы не расстраивать мать. Но занятий единоборствами не бросил. 1 июня 1921 года Оцука отпраздновал свой 30 день рождения довольно своеобразно - именно в этот день он удостоился чести получить из рук Накаямы сертификат о достижении необходимого уровня мастерства (мэнкё-кайдэн) в Синдо Ёсин-рю. Это при том, что немногие из тех, кто был вдвое старше его, добивались такого же результата.

Начало создание Вадо-Рю

[[Файл:C619e4.jpg|thumb|left] В 1921 году Оцука получил мастерский диплом, то есть высшую степень. Достигнуть вершины в 28 лет — даже по тем временам считалось фантастикой, но Оцука не был обычным мастером. Он посвятил боевым искусствам всю жизнь и был одним из немногих профессиональных учителей каратэ.

В 1922 году в Токио с Окинавы приехал мастер каратэ Гитин Фунакоси, и после первой публичной демонстрации, после того, как поддержку новому для Японии боевому искусству оказал отец дзюдо Дзигоро Кано, Фунакоси набрал первую группу учеников — и одним из первых и ближайших его учеников стал Оцука. С огромным опытом в боевых искусствах он прогрессировал куда быстрее других. Вскоре окрылись первые университетские клубы каратэ — при университетах Тодай и Кэйо — и Оцука по просьбе Фунакоси стал вести занятия в Тодай. Благодаря своим познаниям в дзю-дзюцу и других боевых искусствах Оцука внес огромный вклад в развитие каратэ. Так, он ввел в арсенал технику работы с оружием — танто (ножом) и катана (мечом), а также броски, подсечки и захваты, то есть элементы дзю-дзюцу. Он стал первым японским великим мастером каратэ — остальные великие мастера были выходцами с Окинавы — и создал первый японский стиль каратэ, так как остальные стили берут начало на Окинаве, от древних школ окинава-тэ. Но главная заслуга Оцука в том, что он первым ввел на тренировках учебные поединки и его клуб стал первым клубом Японии, в котором стали практиковать кумитэ. — Фунакоси в своей книге «Каратэ-до. Мой образ жизни» писал, что когда он начал изучать каратэ, преподавание сводилось к обучению ката, и сам он преподавал своим ученикам только ката, по той или иной причине игнорируя поединок, кумитэ, без которого каратэ не является боевым искусством в полном смысле слова… Оцуку, практиковавшего кумитэ во
время изучения дзю-дзюцу, такое положение вещей не устраивало.

В 1933 году он начал преподавать в своем клубе якусоку-кумитэ — то есть спарринг по заданной программе, когда один партнер знает, что будет делать другой. А затем включил в программу тренировок и дзю-кумитэ — свободный спарринг. Разумеется, Фунакоси это не нравилось, и отношения между ним и Оцукой стали прохладными. Конечно, внешне никакого конфликта не было, но негласный разрыв произошел. История сохранила слова Фунакоси, сказанные Оцуке: «Я тебя этому не учил». Оцука пошел по своему пути и в том же 1933 году зарегистрировал свой стиль, который назвал Вадо-рю. «Вадо» иногда переводят как «Путь мира». С учетом того, что это был первый собственно японский стиль, отличавшийся от стилей окинавских, оправдан именно последний вариант перевода. Кстати, Вадо-рю возник раньше других стилей. Официально датой рождения стиля Сито-рю стал 1934 г, Годзю-рю — 1935г., Сетокан — 1936г.

Регистрация Вадо-Рю

Otsuka-257x300.jpg
В мае 1933 года мастер Оцука основал свою собственную организацию, которую назвал сначала "Дай-ниппон Каратэ Синко-кай", что в переводе означает "Всеяпонская ассоциация по пропаганде каратэ". Он смешал приёмы каратэ и дзю-дзюцу, а в 1940, когда Дай-ниппон Бутоку-кай потребовало зарегестрировать под отдельным названием каждый стиль каратэ, Эйити Эригути, директор ассоциации "Дай-ниппон каратэ Синко-кай", выбрал название "Вадо-рю". До этого Оцука называл свой стиль либо Вадо-рю каратэ-дзюцу, либо Вадо-рю дзюдзюцу кэмпо.

В 1938 году Оцука появился на страницах книги Накасонэ Гэнвы "Каратэ-до Тайкан" ("Энциклопедия каратэ"), где демонстрировал семь приёмов раздела тантодори (обезоружение противника, атакующего ножом). В книге, кстати, эти приёмы называются "Танкэн-дори-омотэ". Партнёром его был Тосио Като, его друг. Во время и после Второй Мировой Войны Оцука продолжал преподавать Вадо-рю. После того как американцы оккупировали Японию, был введён запрет на преподавание воинских искусств. Это не остановило Оцуку - он, как и другие представители каратэ, продолжал вести занятия в обстановке секретности, пока в 1951 году запрет не был отменён. За свою долгую жизнь Оцука получил множество титулов и наград. В 1938 году Бутоку-кай присвоила ему титул Рэнси, а 1942 - Кёси. В день рождения императора 29 апреля 1966 года он получил Орден Восходящего Солнца пятой степени и ещё одну медаль за огромный вклад в дело развития каратэ. 9 октября 1972 года Международная Федерация Воинских искусств "Кокусай Будо-ин" с г-ном Хигасикуни во главе присвоила ему 10 дан каратэ. Такого высокого звания до него удостоились Кюдзо Мифунэ, прославленный мастер дзюдо, и кэндоист Хакуко Накаяма.

Награда

В 1966 году правительство Японии награждает Хиронори Оцуку Орденом Восходящего Солнца за его вклад в развитие каратэ. В 1972 году Хиронори Оцука первым среди учителей каратэ был удостоин звания Мейджина и 10 дана от члена королевской семьи, президента престижнейшей Международной федерации боевых искусств.

Хиронори Оцука, Мейджин, первый Гранд Мастер Вадо-рю каратэ продолжал развивать и преподовать Вадо-рю до 80-х годов двадцатого столетия.

Великий учитель скончался 29 января 1982 года. Его сын, Джиро Оцука стал вторым Гранд Мастером Вадо-рю каратэ и в память об отце взял себе имя Хиронори Оцука II. карате Мастера

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики