ФЭНДОМ

Кихо́н (яп. 基本?, «основа, базис») — в Будо присутствует в качестве основного элемента предварительной наработки и проверки техники. Цель занятий Кихон наработка связи «Разум-Тело».

История техники

Гитин Фунакоси, создавая школу каратэ «Сётокан», видел перед собой универсальную систему для людей любого телосложения и возраста, ведь известно, в основу Сётокан вошли две школы: жесткая — Сёрэй-рю и более мягкая, но пластичная — Сёрин-рю. Школа «Сётокан» каратэ-до считается наиболее многочисленной среди остальных школ. Эмблемой Сётокан являются вписанные в круг красное солнце и белый полумесяц, а тотемный символ — тигр с приподнятой правой лапой.

В Сётокан прослеживается стройная система построения занятий, постепенного перехода от простого к сложному. С начала и до конца тренировки культивируется воинский строгий подход, присущий в основном всем японским направлениям боевых искусств. Занятие начинается с поклона(Рэй-Осс): приветствие залу (Додзё-ни-Рэй—Осс!) или дань уважения всем мастерам, древним и нынешним, которые пролили много крови и пота, чтобы достигнуть высшего мастерства; приветствие учителю (Сэнсэй-ни-Рэй—Осс!) или простому инструктору (Сэнпай-ни-Рэй—Осс!), проводящему занятия; и, наконец, приветствие друг другу (Отагай-ни-Рэй—Осс!).

Впрочем, в традиционных школах приветствие с поклоном присутствовало в любой технике защиты и нападения как стоя, так и сидя, формируя особый характер и дисциплину. В Сётокане, как и во многих традиционных школах каратэ, в первые месяцы занятий большее время уделяется развитию гибкости, силы и укреплению ударных частей тела человека относительно освоения базовой техники. В базовую технику входило освоение стоек — Дати-Вадза, удары руками — Атэ-Вадзе, защитные действия — Укэ-Вадза и лишь через месяц или два после начала занятий начиналось изучение ударов ногами Гэри-Вадза.

Это было связано, во-первых, с постепенным овладением отдельными ударами и блоками, а также с тем, что ноги, естественно, требуют больше внимания в плане гибкости и укрепления суставов и связок во избежание травм.

Начальные удары и блоки подчиняются определенному геометрическому закону, о чем будет сказано ниже. Но даже в технике ударов руками «Атэ-Вадза» идет разделение на Ути-Вадза и Цуки-Вадза.

Ути (рубящий удар) — означает технику нанесения ударов рукой как лезвием ножа, а цуки (укол) — технику нанесения ударов как острием ножа. В традиционном Сётокане применялись удары ногами и руками только в определенные зоны тела человека, но которые с развитием спортивного варианта каратэ стали изменять свой смысл или отошли в чисто прикладной аспект спецслужб.