ФЭНДОМ

Карате́ или каратэ́ (произносится каратэ, от яп. 空手道, МФА [ka'ɽate]; каратэ-до: «путь пустой руки»)
Karate 000

История

Когда в 1470 г. японские войска оккупировали остров Окинава при этом установили закон, карающий смертью за ношение оружия. Что бы как то защититься от бандитов, которые не воспринимали этот запрет, дзен-буддийские монахи создали боевую систему самообороны без оружия и назвали тэ (рука), использовав приемы боя завезенные из Китая. Когда позже новая борьба стала называться каратэ, потому что «кара» происходило от японского чтения китайского яроглифа тан, то есть династия Тан, которая правила в то время в Китае, а «тэ» переводилось как «рука», что в совокупности означало «танская (китайская) рука». Эту борьбу, также иногда называли по месту происхождения, окинава тэ, то есть «овинавская рука». Только в ХХ в. учитель каратэ Гитин Фунакоси заменил написание иероглифа «кара», который сохранив свое звучание, стал означать не «тан», а «пустой». В итоге каратэ стало переводиться как «пустая рука». Суффикс «до» (путь, метод) к названию каратэ был присоединен сыном Гитина Фунакоси (Ёситакой Фунакоси) для того, чтобы отличить свою школу от отцовского окинава тэ. В то время обучение в школе окинава тэ было крайне жестоким, с приемами ударов во всю силу и с полным контактом. Суффикс «до» выражал отход от пути воина в сторону движения к физическому и духовному развитию.

XIX век

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как
Imgpreview 4
вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.

XX век

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы
Imgpreview7
массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки не победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.

Многообразие Карате

Общее количество школ и стилей каратэ сегодня наверное не знает никто. То ли их несколько сотен, то ли тысячи. В прошлые времена каратэ держали в тайне от чужаков. Пришлым о его стиле и возможностях не говорили. В современное время появилось много доморощенных «сэнсеев», которые проповедуют собственные стили, известные только им самим и якобы идущие от боевых искусств китайско-окинавского происхождения, а на самом деле ничего общего с ними и вообще с каратэ не имеющие.

Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания – тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров, и идиосинкразия на определенные движения в ката. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова, неверно и даже недостойно.

Imgpreview
Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навыки дзю-дзюцу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэнпо. Будет жалко и стыдно, если их воспримут всерьез.

Слишком много развелось "мастеров каратэ", которых никто, кроме них самих, таковыми не считает. И чаще всего этих "мастеров" стоит пожалеть: они попросту обладают очень слабыми способностями. Можно только удивляться, как такой примитивный человек находит слова для саморекламы. И если таковые принимать всерьез, тогда количество стилей каратэ безгранично.

Зарождение Карате

Истоки КАРАТЕ датируются более, чем тысячилетиями назад . Индийский монах Дхарма , бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь , обучал его учеников методом физической тренировки
Dzesinmon
для развития умения терпеть ( выносливости ) и физической силы , и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии . Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны , и в то же время были известны как искусство борьбы ( драки ) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам ионастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников . Не имея оружия , монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме.
Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока . Выходцы из
Kanbun-203x300
Шао Линя, оседая на новых местах , образовывая свои школы , совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже У-ШУ ( европейское название - КУНГ-ФУ ).
Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя ОКИНАВА-ТЭ ( "рука Окинавы" ).
Переходя по наследству - от отца к сыну - боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера. Из-за своей смертоносной силы и колосального эффекта . владеющие этим искусством стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали свое искусство , придавая ему более философский характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого искусства , передавая знание его по наследству - от поколения к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами людей ; лишь самурайские фамилии да немногие , никому не известные старые мастера , навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира , бережно хранили тайны могущества этого вида борьбы.

Центры обучения

Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны.

Карате и Олимпийские игры

Imgpreview12
Карате является одним из видов спорта-кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.
Рассматривался вопрос о включении карате в Олимпийскую программу 2012 года (XXX летние Олимпийские игры в Лондоне), но этот вопрос не прошёл голосование в МОК.

Организации

Каждый крупный стиль каратэ имеет свою международную федерацию (иногда — несколько международных федераций, как, например, у Кёкусинкай), объединяющую национальные федерации, действующие в пределах одной страны. Как правило, в каждой федерации действуют свои системы требования, степеней, поясов, правил проведения спортивных поединков.

Базовые техники и элементы

Тренировка базируется на трех основных техниках:
кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника;
кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ);
ката (型) — формальные упражнения.

Четыре элемента ката:
бункай (分解) — анализ;
оё (応用 о:ё:) — применение;
хэнка (変化) — вариации;
какуси (隠し) — скрытность.

В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.

Направления, стили и школы карате

Стоит разделять направления, стили и школы карате. Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать ещё во времена появления карате в Японии. Так в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:
Сётокан (松涛館), основатель Гитин Фунакоси
Годзю-рю (剛柔流), основатель Тёдзюн Мияги
Вадо-рю (和道流), основатель Хиронори Оцукой
Сито-рю (糸東流), основатель Кэнва Мабуни
В 1950-е в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному карате появилось детище Масутацу Оямы — Кёкусинкай (極真会), жёсткий контактный стиль.
В 1970—80-х возник ещё один уникальный стиль — Асихара каратэ, развившийся из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидэюки Асихара.

Фудокан (яп. 不動館) — стиль карате, созданный в 1980 году югославским мастером Ильей Йоргой. Наиболее научно обоснованный с точки зрения медицины стиль карате-до
Оперативное карате Дзесинмон, основатель КГБ СССР
Прикладное направление карате и боевых искусств, созданное в конце 70-х. Имеет три основные школы или направления.
Уэти Рю (上地流), основанный Камбуном Уэти на острове Окинава
Госоку рю - созданный Сокэ Кубота Такаюки.
Мотобу-рю («Мотобу-ха Косё-рю кэмпо-каратэ») - создал легендарный окинавский боец Мотобу Тёки.
Сётокай - японская школа каратэ, которую создал в 1956 г. мастер Эгами Сигэру.
Сёрин рю
Досинкан - основал в 1966 году японский мастер Итикава Исао.
Кои но такинабори - созданая Кочергином Андреем Николаевичем.
Иссин рю - основал в 1954 г. Симабуку Тацуо.
Косики - основал Кайсо Масаеси Кори Хисатака.
Рюэй рю - Свою генеалогию школа Рюэй-рю начинает от китайского мастера Рю Рюко.
Эншин Каратэ - Основатель Йоко Ниномия.
Кудо - основатель Адзума Такаши.
Дзендо - современное боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в начале XXI века на основе каратэ, бокса и борьбы
Укидо-кан - основал знаменитый турнирный боец Бенни Уркидес
Фри Файт Каратэ - стиль каратэ, в котором мастерских ступенях развития не существует ограничений в выборе способов ведения поединка.
Дзесимон серин рю - Главой стиля является Икэда Хосю.
Кусин-рю каратэ - создали окинавский мастер каратэ Киндзё Кэнсэй и японский мастер дзю-дзюцу Камисима Санносукэ из Осака.
Каратэномичи - современное японское ударно-бросковое единоборство, популяризируемое легендарным бойцом Яхарой Микио
Кодзё Рю - была основана в 1392 году, когда лучшие и ярчайшие представители Китая
Кобаяси-рю - Основатель Тибана Тёсин
Син себу - В 1991 году, 27 клубов Цунами, клубы Годзю-рю, Джиу-джитсу, Шотокан объединились и создали Международную Федерацию каратэ-до Син-Сёбу
Сейдо дзюку - Стиль японского каратэ, основанный в-1976 г. в США мастером Накамура Тадаси

Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики