ФЭНДОМ

Вадо-Рю( вадо: рю:, «школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей японского каратэ-до
150px-Wadosymbol.jpg
. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним — фронтальное изображение сжатого кулака.

СозданиеПравить

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892—1982), врачом по профессии. Хиронори Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-рю. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ Шотокан (Сётокан) под руководством Фунакоси Гитина (1869—1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки (1871—1944), который, в отличие от сэнсэя Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Ёсин-рю.

ОсобенностиПравить

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, во многом напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву её эффективность. По этой причине в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, характерным для более жестких стилей (Сётокан, Сито-рю), а более экономным отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки (иногда переводится как «управление телом») — перемещением корпуса и маневрированием, уводящим тело бойца с направления атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое при защите и для усиления атак. В целом, техника защиты в Вадо-рю сходна с «мягкой» техникой защиты в дзю-дзюцу. Ставка при этом делается на мгновенную мощную контратаку и использование слабости позиции противника, выполняющего/завершающего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

Подобная техника требует от бойца высокой мобильности. По этой причине применяемые в Вадо-рю стойки как правило более высокие и подвижные, чем в большинстве стилей каратэ. В частности, в кокуцу-дати пятка передней ноги приподнята, вместо широкой киба-дати используется позиция найханти, часто задействованы нэко-аси-дати нескольких типов. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при превентивных действиях.

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой (дзю-кумитэ) составляют основу тренинга системы Вадо-рю. Сам Оцука Хиронори придавал обусловленному и полуобусловенному спаррингу большое значение. В частности, серия из десяти упражнений стандартного якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг») используется для развития навыков ухода корпусом и контратаки. Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защитыи контратаки.

В Вадо-рю употребляется общепринятая международная терминология карате. Есть немногочисленные отличия в наименовании стандартных для каратэ ударов: так, боковой удар ребром стопы ёко-гэри именуется сокуто, а название ёко-гэри отдано видоизмененному прямому удару маэ-гэри, выполняемому не вперед, а в сторону.

Ката, изучаемые в Вадо-рю:
Пинан 1-5
Пассай
Найханти
Кусанку
Дзион
Вансу
Сэйсан
Чинто
Дзюттэ
Нисэйси
Рохай.
История

Регистраация Править

1938 Хиронори Оцука регистрирует свой стиль каратэ в Японской федерации боевых искусств, первоначально под именем «Синшу Вадо-рю каратэ-дзюцу». Вскоре имя нового стиля каратэ было сокращено до Вадо-рю .
1952 Штаб-квартира Вадо-рю открыта в додзё при Университете Мейдзи, Токио, Япония.
1964 Основывается Японская федерация каратэ (JKF) как организация, объединяющая все стили каратэ. Вадо-рю входит в состав федерации как один из основных членов.
5 июня 1967, Организация Вадо-рю меняет имя на Вадокай.
1980 в результате конфликта между Хиронори Оцукой и другими руководителями Вадокай, Оцука покидает пост главы организации. Еиши Еругиши занимает пост главы Вадокай.
1 апреля 1981 Хиронори Оцука учреждает Федерацию Вадо-рю каратэ-до, но всего лишь через несколько месяца уходит на пенсию. Его сын, Джиро Оцука продолжил дело отца, заняв его место.
29 января 1982 Хиронори Оцука скончался в возрасте 89 лет.
1983 Джиро Оцука становится грандмастером Вадо-рю и в память об отце меняет имя на Хиронори Оцука. Теперь его чаще называют Хиронори Оцука II.
1989 Тацуо Судзуки учреждает собственную организацию Вадо-рю: Вадо Кокусай. Кокусай переводится как 'международная'.

Организации Вадо-рю Править

Полное название Вадокай в Великобритании: Japan Karatedo Federation Wadokai. В Японии организация Вадокай: Zen Nihon Karatedo Renmei Wadokai.

Современное полное названии Федерации Вадо-рю каратэ-до: Wadoryu Karatedo Renmei.

Полное название Вадо Кокусай: Wado Kokusai Karatedo Renmei, также известна как Wado International Karatedo Federation (WIKF).

Российская федерация Вадо-рю «Федерация Вадокай каратэдо России» была создана в 1991 году Василием Юрьевичем Крайниковским, который возглавлял ее до 2004 года, после чего уступил свой пост Константину Садовнику и возглавил Федерацию каратэ России.

Таким образом Хиронори Оцука создал и развил Вадо-рю. Его ученики создали сообщество Вадокай. Стилем каратэ изучаемым в Вадокай является Вадо-рю.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики